Коронавирус — самый большой шок для воздушного сектора

Коронавирус — самый большой шок для воздушного сектора со времен Второй мировой войны. IATA оценивает общие потери в 2020 году в 157 миллиардов долларов, по сравнению с 84 миллиардами, оцененными в июне. Ожидается, что авиакомпании разместят всего 1,8 миллиарда пассажиров против 4,5 миллиарда – уровень падения, не наблюдаемый с 2003 года. И ситуация, как ожидается, только постепенно улучшится в 2023 году.

Проведенная онлайн из-за пандемии Covid-19, 76-я Генеральная ассамблея Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) представила ещё более мрачные прогнозы, чем ожидалось, «хотя в следующем году все должно улучшиться». Представляя для авиационной отрасли «вызов самому выживанию», ассоциация подчеркивает, что авиакомпании сократили свои расходы на 365 миллиардов долларов (с 795 в 2019 году до 430 в этом году), но их доходы упали гораздо более массово – с 838 до 328 миллиардов долларов.

Все основные операционные параметры пассажирского бизнеса были отрицательными, отмечает IATA — ожидается, что число пассажиров упадет до 1,8 миллиарда (60,5% меньше, чем 4,5 миллиарда пассажиров в 2019 году), что «примерно такая же цифра, как и в отрасли в 2003 году». Вероятно, что доходы снизятся до 191 миллиарда долларов, что составляет менее трети от 612 миллиардов долларов, полученных в 2019 году. Это объясняется «во многом снижением спроса на пассажирские перевозки на 66%». Международные рынки были затронуты непропорционально с 75%-ным снижением спроса. Ожидается, что внутренние рынки, «в значительной степени стимулируемые восстановлением в Китае и России», будут лучше поддерживаться и завершат 2020 год на 49% ниже уровня 2019.

Еще одной слабостью является доходность пассажиров, которая, как ожидается, снизится на 8% по сравнению с 2019 годом, и низкий коэффициент заполняемости пассажиров, который, как ожидается, составит 65,5%, по сравнению с 82,5%, зарегистрированными в 2019 году (уровень, который в последний раз наблюдался в 1993 году).

Читайте также:  Самолёт NordStar вынужденно приземлился в Красноярске

Операционные параметры для грузов работают значительно лучше, отмечает IATA, но по-прежнему «подавлены» по сравнению с 2019 годом — ожидается, что в 2020 году трафик составит 54,2 миллиона тонн по сравнению с 61,3 миллиона тонн в 2019. Доходы от перевозки идут вразрез с тенденцией, увеличившись по сравнению с прошлым годом с 102,4 до 117,7 млрд. Снижение общей пропускной способности на 45%, в значительной степени вызванное «резким падением спроса на пассажиров, которое снизило критическую емкость грузового отсека (-24%)», привело к росту доходности 30% в 2020 году. В 2019 году Фрахт составлял 12% от оборота авиаперевозок, ожидается, что к 2020 году он достигнет 36%.

В частности, в Европе, где авиакомпании в значительной степени зависят от доходов международного рынка, IATA оценивает падение спроса на 2020 год на 70%, а мощности на 51,6%, что означает потерю 26,9 миллиарда долларов для Старого континента.

«Книги по истории будут записывать 2020 год как худший финансовый год в отрасли, без исключения. Авиакомпании сократили свои расходы в среднем на миллиард долларов в день в 2020 году и будут продолжать накапливать беспрецедентные потери. Без финансовой поддержки правительств в размере 173 миллиардов долларов мы увидели бы масштабные банкротства», — сказал генеральный директор IATA Александр де Жуниак.