Когда щука объявляет забастовку

Я точно знал, что она здесь живет, возможно, даже не одна… Поэтому сразу же постарался запастись терпением — ведь другого выхода все равно не было. Ямка возле старого разрушенного деревянного забора-плетня, когда-то перегораживавшего узкий участок речки, была очень небольшой — всего-то шесть-семь квадратных метров. В этом месте на крутом повороте реки течение вырыло приличную впадину, создав идеальное место для щучьей засады: дно с полутора метров резко понижалось до двух с половиной, а затем плавно выходило на метр. Щука здесь ловилась нечасто — место это работало, в основном, когда щука в реке была активна, что, как мы знаем, случается лишь изредка. Причем, чаще всего мгновения счастья проходят мимо — редко мы оказываемся на водоёме именно в этот час…

Один раз здесь мне удалось выманить на тонущий минноу щуку весом хорошо за два кило, пару раз попадались щупаки до килограмма, но чаще загадочный приямок молчал… И всё равно каждый раз, проплывая мимо, я не мог удержаться от того, чтобы не проверить его парой-тройкой забросов, хотя чаще всего это не приносило никакого результата. Однако, в этот раз я решил задержаться в этом месте подольше и постараться выманить щуку, соблазнив ее на поклевку. Понятно, что с приманкой для такого места нужно было определиться заранее, и она должна быть особенной. Почему? Мы уже говорили про это не раз — приманки для облова локальных мест должны показывать максимум игры на единицу расстояния — активно играть, очень медленно продвигаясь вперед.

Это так называемые медленные приманки, которыми можно играть практически на одном месте, действуя на нервы стоящей неподалеку щуке. Вдобавок, эта медленная приманка должна быть еще и тонущей. Снова вопрос — а почему именно тонущей? Об этом мы тоже говорили: при большой глубине в такой стеснённой по габаритам яме плавающий воблер (или любимый всеми суспендер) не успеет заглубиться и пройдет слишком высоко над головой щуки. А вот тонущий будет здесь в самый раз — после приводнения мы можем утопить его до нужного горизонта, и затем уже начать проводку.

Но в этот раз я выбрал не воблер с отрицательной плавучестью, хоть соблазн был велик, а медленно тонущий предварительно огруженный силикон от Savage Gear под названием Soft 4Play Swim&Jerk длиной 13 см. Эта 3-составная приманка в форме небольшой рыбки имела тройник на брюхе и точку для крепления лески на спине, а проводилась небольшими легкими подергиваниями кончика удилища, работая по принципу вэки. Она танцевала в воде, порхая над дном буквально на одном месте, то взмывая вверх, то заваливаясь набок и словно без сил падая назад, уходя при этом в сторону. На 3-метровом пути такой приманкой можно было играть бесконечно долго, что мне и было нужно. Так было легче всего выманить щуку из укрытия — конечно, при известной доле везения и благоприятном стечении обстоятельств. Приманка имела еще один существенный плюс — опускаясь ко дну, она активно покачивала боками — такую игру на стадии погружения щука редко когда оставляет без внимания, особенно если находится на расстоянии прямого броска.

Для удобства визуального контроля я осуществлял проводку стоя: в кристально-прозрачной воде речки даже дно на такой глубине просматривалось хорошо, а светлые бока приманки на его темном фоне были заметны еще лучше. Короткий кистевой маятниковый заброс под стену тростника на другой стороне ямки — и надо было дать приманке утонуть, а так как погружалась она очень медленно, то ждать приходилось томительно долго.

Выждав некоторое время и приблизительно определив, когда силиконина, наконец, благополучно достигнет придонного слоя, я начинал неторопливую, монотонную проводку, подёргиваниями кончика удилища заставляя послушную приманку плясать буквально на месте. После еле заметной потяжки, влекомая шнуром силиконовая рыбка взмывала над темным дном, заваливалась набок, почти переломившись пополам, еще потяжка — и она круто меняла траекторию подъема, отклоняясь в сторону, и начинала медленно опускаться. Но на дно я ей упасть не давал, заставляя танцевать снова и снова — зрелище было завораживающим. На месте щуки я точно бы схватил приманку, настолько ее поведение в воде было похоже на движения живого объекта.

Читайте также:  Ловля рыбы со льда

Моя обманка почти не продвигалась вперед, проводка даже на таком коротком отрезке занимала несколько минут — однако, я ждал и верил, что сумею-таки раздраконить возможно жившую здесь, прямо под стоящим в воде старым забором, большую злую щуку. Пару раз я отчетливо ощутил, как тройник приманки шаркнул по фрагментам деревянного забора, лежащим долгие годы на дне, но быстрым коротким рывком вверх каждый раз удавалось спасти силиконину от, вроде бы, неминуемого зацепа.

Проводка следовала за проводкой… И именно в тот момент, когда я совсем расслабился от монотонности, хозяйка ямки проявила себя — возле приманки мелькнул широкий светлый бок крупной щуки, легкий удар — и шнур пошел в сторону. Я коротко подсек, но щука оказалась хитрее — переиграла рыболова — крутнулась пару раз волчком, развернулась и пошла на меня. И пока я судорожно пытался смотать мгновенно образовавшуюся слабину шнура, неожиданно совершила ещё один маневр — еще раз развернулась и пару раз остервенело мотнула своей большой головой…

Натяжение шнура ослабло, и только огромный бурун, расходившийся на поверхности, напоминал о том, что мгновение назад здесь боролась и вырвалась на свободу крупная рыбина. Я опустился на сиденье лодки и положил спиннинг на борт. Если бы я не бросил вредную привычку курить табак несколько лет назад, то сейчас точно бы задымил, как паровоз. Налил из термоса горячего кофе и стал неторопливо отхлебывать его из чашки, обдумывая дальнейшие планы. Здесь больше делать точно нечего — щука забьется в укрытие и надолго станет предельно осторожной.

День не задался практически с самого начала. После большого перерыва ехали мы на свою любимую малую реку за двести километров от дома в самом приподнятом настроении, надеялись, на успешную рыбалку. Успешность для нас с Денисом, моим постоянным напарником по поездкам в эти места, заключается отнюдь не в уловах. Для нас ценно другое: побыть в тишине, вдали от цивилизации. Здесь нет шума, снующих туда-сюда лодок, сетей, мусора… Особенная, спокойная и величавая красота этой небольшой речушки, петляющей среди тростниковых зарослей, очаровывает. Для меня это самый лучший санаторий — тишина здесь вечно стоит совершенно нереальная для городского жителя.

А возможность побороться с местной резвой щукой, нарастившей на течении сильные мышцы, еще более придавала привлекательности поездкам сюда — каждая из них, даже короткая однодневная, была для нас сродни празднику. К тому же, камерная ловля, которую приходится практиковать на этой небольшой речушке, всегда доставляла мне особое эстетическое удовольствие — в ней есть свои шарм и прелесть, непонятные любителям ловли на просторах водохранилищ. Тихонько подкрасться на лодке к маленькому окошку среди водорослей, коротким кистевым забросом ювелирно положить под его противоположный край небольшой воблерок и, после первых же твичей, ощутить взрывную поклевку — с буруном на поверхности воды от кульбитов подсеченной щуки. И пусть трофеи тут не всегда впечатляли размером, но удовольствия от ловли таких трудовых щук намного больше, чем от поимки, допустим, «трешки» на Киевском водохранилище.

К месту сброса подъехали в тот момент, когда небо на востоке уже приобрело серый оттенок — как раз вовремя. Пока все подготовим, накачаем и спустим на воду лодки, рассветет окончательно. На воде мы разделились, чтобы не мешать друг другу — я поплыл вниз по течению, а Денис -вверх. Уровень воды в реке сильно упал, впрочем, как и во всех водоемах в наших местах. Такого экстремально низкого уровня, как в этом году, никто не припомнит, никогда ранее ничего подобного не было.

Я еле преодолел небольшой, но быстрый перекат, обмелевший до невозможности — в одном месте вообще чуть ли не скрёб днищем лодки по дну. Радовало только, что перекат короткий — снова пошла нормальная глубина, и я выплыл на прямой узкий отрезок реки, по которому мне предстояло пройти до поворота мимо залива, откуда и начиналась цепочка глубоких ям. Мелководная в этом месте «труба» заросла, но были и небольшие «окна», мимо которых я никогда не мог проплыть спокойно, не сделав контрольного заброса. И этот раз не стал исключением. Я пристегнул к поводку новый плоский крэнк от TsuYoki под названием Kruger 75F, внешне очень похожий на раттлин, но снабженный заглубляющей лопастью. Воблер этот примечателен не только тем, что прекрасно твичится, временами полностью ложась набок; он суспендер, что придаёт ему массу преимуществ.

Читайте также:  Современные варианты поплавочной удочки

Во-первых, в отличие от японских (и не только) крэнков такого типа, которые были плавающими, его можно провести в гораздо более замедленном темпе, что всегда только приветствовалось при ловле щуки. Во-вторых, в проводке можно делать сколь угодно длинные паузы — при ловле неактивной щуки это огромный плюс, так как именно в момент пауз (которые иногда приходится делать нескончаемо долгими) и происходит львиная доля всех поклевок. Одним словом, воблер получился замечательный! К тому же, в некотором роде это мое детище, так как именно я в свое время уговорил руководство TsuYoki запустить его в серию.

Облавливал я встречающиеся по пути маленькие окошки в траве одним-двумя короткими забросами. По опыту ловли в подобных местах я знал, что если щука хоть малость активна, то поклевка последует практически незамедлительно. Так получилось и в этот раз: два-три прогала в водорослях я обловил даже без намека на поклевку, а вот в следующем мой флэт схватила полукилограммовая щучка. Клюнула сильно, резко, а вот сопротивлялась очень слабо, тащилась за шнуром почти неподвижно. Взяв ее в руки, я понял, в чем дело — все тело рыбы было покрыто мелкими серо-зелеными пиявками — то есть, щука сегодня неактивна, стоит без движения на месте.

Отпустив малолетку на свободу, потихоньку плыву дальше… Вскоре состоялась еще одна поклевка, причем щука, немного больше первой, несколько раз била по воблеру, идя за ним вдогонку. Я пытался подсечь ее, но безуспешно. Впрочем, я не особо расстроился по этому поводу, поскольку верил, что все самое интересное еще впереди. На участке метров пятьдесят длиной ловлю еще пару мелких щучек, которых тут же амнистирую.

Начинается более широкий участок реки, глубина увеличивается примерно до 3,5 м, и это при таком низком уровне воды — обычно тут, как минимум, на метр глубже. Я полон радужных надежд — меняю места, приманки… Но поклевок больше нет: так весело начавшаяся было рыбалка не радует — посмотрим, что будет дальше, ведь впереди еще несколько часов ловли и множество перспективных точек.

Я плыл вниз по течению, облавливая яму за ямой. На мелководных участках тоже пробовал самые разные приманки — но река была будто мертвая, даже мелочь не клевала. Становилось понятно, что рыба в который раз по непонятно какой причине впала в пассивное состояние. Неприятно… Но не уезжать же в обед домой, придется как-то приспосабливаться к ситуации и пытаться расшевелить капризничающую щуку. Знаю, что в случаях, когда рыба настолько пассивна, часто выручает не смена приманок, а подбор метода их подачи -рисунок проводки. Иногда достаточно увеличить секунды на три паузы или сменить резкие твичи на плавные потяжки удилищем, и практически сразу же начинаются поклевки — так иногда удается спасти самую провальную, казалось бы, рыбалку. Придется снова поднапрячь фантазию, изобретая причудливые комбинации разных проводок в надежде, что щуке какая-то придется по душе.

У меня по пассивной щуке лучше всего работает либо очень вялая проводка с увеличенными до предела паузами, которые иногда приходится доводить даже до 15 секунд, либо, наоборот, крайне агрессивная, которая порой побуждает самую ленивую щуку совершить рефлекторный бросок, атакуя приманку. Смена приманки тоже может выручить, но только кардинальная — когда меняем не одну модель воблера на другую, а ставим вместо воблера, допустим, силикон, колебалку, чаттер-бейт… И если получится угадать с приманкой и расшевелить щуку, то это доставит огромное удовольствие — всё же ты сумел перехитрить капризного хищника!

Читайте также:  Возраст и размер рыб: способы определения

Стал я экспериментировать на ямах с воблером Draga 130 MR-SP, предсерийные образцы которого обкатывал на щуке несколько месяцев, причем, берег их, как зеницу ока, стараясь не оборвать или лишиться по какой-нибудь иной причине. В большинстве встречающихся в нижнем течении ям глубина (даже при теперешнем уровне воды) достигала 3-4 м, и этот воблер, о котором я уже немного рассказал в одном из номеров «Рыбачка», идеально подходил по заглублению для таких условий.

Ловит Draga 130 MR-SP отлично — именно это и определило мой выбор, так как при вымучивании неактивной щуки крайне важно верить в приманку. К тому же, воблер этот можно было проводить как очень широкими глайдами, так и заставить идти в довольно узком коридоре — именно этот вариант я сейчас и собирался попробовать.

Начал я с 7-секундных пауз между одинарными и двойными легкими потяжками, постепенно увеличивая их длительность. Сначала не происходило ровным счетом ничего интересного, но когда пауза достигли продолжительности 15 секунд — я поймал первую щучку. Щупак весил граммов шестьсот, после подсечки тащился к лодке, как безжизненная колода, и этот весь был в пиявках. Маленькая фотосессия, и малыш отправляется домой, нагуливать жирок…

Я немного приободрился и продолжил ловлю немного дальше по свалу ямы. Возможно, сверхдлинные паузы сегодня как раз и есть тот самый заветный ключик? Вскоре ловлю такую же небольшую щучку, тоже покрытую пиявками. Как и предыдущая, эта взяла на долгой паузе. Поклевка представляла собой легкий тычок, после которого рыба просто повисла на тройниках. Однако, эта на вываживании довольно упорно сопротивлялась — это уже было намного приятнее.

Я шел вниз, облавливая одну яму за другой, периодически вытаскивая таких же небольших щучек — создавалось впечатление, что вся более-менее крупная зубастая куда-то сгинула в одночасье. Такого быть, конечно же, не могло — очевидно, молодая несмышленая щука все же не могла устоять перед соблазнительным вобле-ром, даже находясь в таком подавленном состоянии, а опытная крупная рыба игнорировала любую приманку, лежа на дне без движения. Созваниваюсь с Денисом, ловившим выше по течению от места нашего выхода на воду: у него тоже в активе три небольших щучки — становилось ясно, что особо хорошего ничего в этот день ждать, к сожалению, не приходится.

Решаем двигаться к точке сбора и собираться домой, тем более, что темнеет сейчас рано, а впереди двухчасовая дорога домой. По пути вверх по течению я периодически проверял контрольными забросами все самые интересные места, но на проводку в стиле «умирающий лебедь» у меня уже просто не было времени, поэтому ни одной поклевки так и не увидел. Облавливал я не только ямы и свалы в них, но и мелководные «трубы», которые уже стали очищаться от водорослей — щука не отзывалась ни там, ни там…

Денис уже собрался и ждал меня на берегу: я забрался вниз дальше, чем он вверх по течению, поэтому и обратная дорога заняла у меня больше времени. Общими усилиями быстро собрали мою лодку и нехитрый скарб, погрузили в машину и отправились в путь. Погода была пасмурная, скоро начнёт темнеть. Рыбалка не задалась, но чувства огорчения не было — всегда интересно посоревноваться с неактивной щукой, стараясь приманкой вывести ее из состояния временного оцепенения. И когда это получается, то возникает приятное чувство оттого, что ты всё же сумел одержать очередную маленькую победу.