Что является залогом успешного бизнеса. Диагностика бизнеса

Отсутствие качества управленческих решений — главная болезнь украинских компаний.

Существуют разные мнения относительно того, что является залогом успеха бизнеса. Однако в основе создания продукта, разработки стратегии или подбора ценных кадров всегда лежит один и тот же фундамент — качественные управленческие решения.

Низкое качество управленческих решений — главная болезнь любого бизнеса. Каковы симптомы этой болезни?

Наиболее распространенная ситуация: собственник принимает в свой бизнес нового топ-менеджера и рассчитывает, что результат его работы проявится если не через неделю, то спустя месяц. Часто такие истории заканчиваются жестким разочарованием.

В основе качественного управленческого решения лежит глубокое понимание ответов на четыре ключевых вопроса:

— кому мы продаем свой товар или услугу (клиенты);

— что мы продаем своим клиентам (продукт);

— как мы продаем свой продукт клиентам (процессы);

— кто продает наш продукт клиентам (персонал). Зачастую, не имея собственного понимания ответов на указанные вопросы, менеджмент (или собственник) вовлекает в работу внешних консультантов, и эта уважаемая публика совместно генерирует огромное количество инициатив, большую часть которых никто не собирается исполнять. Выгодно всем: консультанты зарабатывают на количестве инициатив, а менеджеры прикрывают свои крепкие задние места.

Другая история: на работу принимается высокооплачиваемый топ в расчете на то, что этот герой-одиночка победит всех врагов в стиле Брюса Ли. Через некоторое время он мягко указывает на то, что отдельные функции бизнеса находятся в управлении людей, не очень компетентных, нередко состоящих в дружеских либо родственных отношениях с собственником, и для повышения качества управленческих решений надо их заменить… Чаще всего данный сюжет заканчивается заменой самого героя.

Крайнее проявление такой «болезни» — вера в магию «супертопа» — превращается в магию управленческих инструментов (целевое управление, проектное управление или что то вроде технологии «шляп» Рона Хаббарда). Топы вылетают из компании, едва успев освоить «волшебные инструменты», а собственник не осознает, что никакие инструменты не станут палочкой-выручалочкой, если на предприятии не отработаны основные бизнес-процессы и отсутствует понимание регулярного менеджмента как таковое. И последняя история: менеджеры некоей компании, мечтая заслужить высокую оценку, фонтанируют распоряжениями, которые плохо проработаны, приняты в спешке или в стремлении показать «кто здесь who». Решения принимаются, что целевые показатели в ожидаемых результатах отсутствуют либо отсутствует необходимая конкретика в критериях, способах и сроках достижения результата. Хуже того — принятые вчера решения сегодня отменяются, принимаются новые, зачастую противоречащие старым. Происходящее объясняется «высокой динамичностью бизнеса». Найти универсальное «лекарство» во всех приведенных случаях непросто. Что же можно посоветовать руководителям?

Читайте также:  Небольшие французские авиакомпании нуждаются в поддержке

Фиксируйте временные ожидания менеджерского результата и помните, что решения вряд ли будут качественными, если менеджеры не владеют ответами на ключевые вопросы вашего бизнеса. Смотрите на модные управленческие инструменты как на дополнение к правильно организованным бизнес-процессам, а не как на их замену. Фокусируйте стратегию развития бизнеса вокруг- небольшого количества четких инициатив, понятных на уровне среднего управленческого звена. Помните о том, что ключевые инициативы и показатели не должны исчисляться десятками — количество не означает качество. Боритесь на всех уровнях организации с решениями, в которых не зафиксирован ожидаемый результат, критерии оценки успеха, способы, сроки достижения решения. Будьте последовательны. Динамичность бизнес-среды не означает спешку в принятии новых решений. И главное — не закрывайте глаза на симптомы управленческой болезни и не думайте, что она пройдет сама.