9×21 IMI: как обойти запреты

Если в начале XX века аппетиты разработчиков почти не ограничивались, и появление 9-мм патронов с гильзами длиной 23 и 25 мм было, скорее, нормой, чем исключением, то во второй половине столетия отношение к созданию новых боеприпасов стало более осторожным.

Новые технологии, новые компоненты, новые требования к баллистике, новый подход к тактике применения, и, наконец, новый взгляд на соотношение «цена/качество» наложили известные ограничения на избыточную мощность и габариты боеприпасов. Поэтому слишком длинные и громоздкие «старички» постепенно отошли на второй план, а на смену им пришли боеприпасы с длиной гильзы 21 мм. На сегодняшний день существует два основных типа патронов 9×21; однако они, во-первых, не взаимозаменяемы, а во-вторых, имеют диаметрально противоположные причины появления и назначение.

9×21 IMI: как обойти запреты
Как известно, запреты чаще всего стимулируют не законопослушность, а неодолимое желание найти подходящую лазейку в законодательстве. Оружейный мир — не исключение. Как только какой-нибудь патрон запрещается к гражданскому обороту, тут же растут продажи других боеприпасов похожего калибра, а также появляются совершенно новые образцы. Характерным примером является Италия, где власти пошли по пути наименьшего сопротивления и попросту запретили к гражданскому обороту армейские калибры, включая 9×19. Исключение составляют лишь боеприпасы со свинцовыми пулями для стрельбы из револьверов.
Конечно, многие итальянские стрелки перешли на похожие калибры — 9×17 Browning Short или 9×23 Steyr; в начале 1980-х некоторой популярностью пользовался также 9×18 Police. Однако переход на новый калибр для многих пользователей требовал замены стволов в их пистолетах, рассчитанных на патрон 9×19. В результате не все перестволенное оружие адекватно работало с новыми боеприпасами. Менее мощные вызывали проблемы в работе автоматики, а более мощные — приводили к повышенному износу. Пользователи по-прежнему нуждались в боеприпасе, близком по габаритам и мощности к 9×19. Первую попытку создания нового патрона для замены 9×19 предпринял итальянский энтузиаст стрелкового спорта Ордотемпли (Ordotempli), который создал патрон 9×20. Однако все его попытки убедить производителей начать выпуск нового патрона окончились неудачей, и 9×20 так и остался опытным образцом.
Другой итальянский изобретатель — Эразмус Джордан (Erasmus Jordan), эксперт по баллистике и автор многочисленных публикаций по переснаряжению патронов — сосредоточил свои усилия на создании 9-мм боеприпаса с гильзой длиной 21 мм. Для этого он взял гильзу 7,65×21 Parabellum и с помощью матрицы увеличил ее дульце до 9 мм для снаряжения «люгеровской» пулей. Получившийся патрон был практически идентичен по габаритам 9×19, за исключением длины гильзы. Для отстрела новых патронов Джордан обратился за помощью к Армандо Писцетте (Armando Piscetta), владельцу оружейной фабрики Armi Jager в г. Лоано, который изготовил ствол калибра 9×21 для пистолета Browning HP. При испытаниях новый патрон показал отличные результаты, а работа автоматики пистолета была вполне удовлетворительной. Поскольку боеприпас 9×21 стал результатом совместного творчества, итальянские изобретатели назвали его 9×21 GP (или 9 mm Giordano-Piscetta); однако по неизвестным причинам 9×21 GP так и не был предъявлен изобретателями в главный разрешительный орган Италии — Commissione Consultiva per le Armi (Консультативная комиссия по оружию). По слухам, один из членов Комиссии неофициально предупредил Джордана и Писцетту о том, что новый патрон с конической гильзой, как у 9×19, вряд ли будет одобрен. Так или иначе, но следующая партия гильз для патронов 9×21 была изготовлена Джорданом и Писцеттой из цилиндрических гильз калибра 9×23 Steyr и снаряжена пулями FMJTC массой 100 гран (6,48 г). Патроны с цилиндрическими гильзами, получившие название 9×21 Jager, вместе с пистолетом Colt Commander в этом же калибре были представлены Commissione Consultiva per le Armi, которая 11 апреля 1984 г. разрешила их продажу на коммерческом рынке. Однако дальше этого дело не пошло, так как ни один производитель оружия или боеприпасов не заинтересовался патроном 9×21 Jager.
Тем не менее, история патрона 9×21 в Италии на этом не закончилась, и в том же 1984 г. в ней произошел неожиданный поворот. Израильская компания Small Caliber Ammunition Division (SCA) of Israel Military Industries Ltd. (IMI) из г. Рамат Хашарон представила итальянской Консультативной комиссии по оружию версию пистолета-пулемета UZI под названием IMI Defender и патрон калибра… 9×21. Патрон фирмы IMI был практически точной копией 9×21 GP с конической гильзой, повторяющей габариты гильзы 9×19. Уже 24 октября 1984 г. Commissione Consultiva per le Armi разрешила продажу израильского пистолета-пулемета и патрона 9×21 IMI на гражданском рынке Италии. Причины появления у израильской компании патрона такого калибра так и остались неизвестными. Однако трудно поверить в такую «неслучайную череду случайностей»: именно в 1984 г. израильская фирма подала в итальянскую разрешительную систему патрон, как две капли воды похожий на боеприпас, разработанный итальянскими конструкторами несколькими годами ранее. На итальянских стрелковых форумах утверждают, что некий безымянный итальянский журналист поведал израильтянам о новой разработке Джордана и Писцетты — и предприимчивые инженеры IMI поспешили этим воспользоваться. В то же время такой солидный источник, как «9 mm Cartridges of the World: Past and Present*, считает патрон 9×21 IMI совместной разработкой IMI и итальянской оружейной компании Fratelli Tanfoglio S.R.L. в г. Гардоне-Валь-Тромпия (Gardone Val Trompia). Возможно, упоминание фамилии Танфоглио в этой истории неслучайно, поскольку после появления 9×21 ІМІ на итальянском рынке Tanfoglio S.R.L. получила заказы на стволы в этом калибре от фирмы ІМІ, а также выпустила собственную линейку пистолетов такого же калибра.
Общие габаритные характеристики (длина и диаметр гильзы) и давление при выстреле у патрона 9×21 ІМІ — практически такие же, что и у 9×19 (см. таблицу). При этом для «легализации» гражданского оружия калибра 9×19 нужно было всего лишь удлинить его патронник на 2 мм.
Как бы то ни было, патрон 9×21 ІМІ оказался вполне удачным и востребованным на международном рынке. Несколько лет назад он в качестве спортивно-охотничьего боеприпаса был сертифицирован и в Украине — так что теперь оружие этого калибра можно вполне легально приобрести в наших магазинах.
В настоящее время патрон 9×21 ІМІ выпускается рядом европейских производителей. Итальянская компания Fiocchi предлагает своим заказчикам 9×21 IMI сразу в нескольких вариантах исполнения. В серии Classic Line патроны снаряжаются пулями FMITC RAM, FMC RAM, FMJ RAM, LRN GZN массой 7,97 г. В серии Top Target патроны снаряжаются пулями RNCP RAM и ТССР RAM массой 8,04 г и FNCP RAM (Subsonic) массой 9,59 г. В серии Top Defence выпускается один патрон с пулей FMITC ВМ массой 6,48 г. В линейке Special Line патроны 9×21 снаряжаются полу о бол очечными пулями с тонкой оболочкой Sn 100 (SISP) массой 6,48 г. Также массово выпускает патроны 9×21 IMI чешская компания Sellier&Bellot, в линейке которой представлены боеприпасы с пулями FMI, SP и LRN массой 8,0 г и FMJ массой 7,5 г. В линейке экологически чистых боеприпасов Nontox этот производитель предлагает патроны с пулями TFMJ массой 7,5 и 8,0 г. Сербская фирма Prvi Partizan A.D. изготавливает 9×21 IMI с пулями FMI и LRN массой 8,0 г, а немецкая Geco — патроны 9×21 IMI с пулями FMI и LRN CP массой 8,0 г.

Читайте также:  Шейх выкупил все места в самолёте для соколов (Видео)

9×21 — Made in Russia
Совсем другие цели преследовали советские и российские конструкторы, разрабатывая собственный образец патрона 9×21 в начале 1990-х годов. Если при создании европейского варианта патрона 9×21 стояла задача получить гражданскую альтернативу 9×19 Luger с минимальными изменениями, то в России, наоборот, увеличенные габариты гильзы постарались использовать с максимальной эффективностью. Предполагалось, что прицельную стрельбу из пистолета данным патроном можно будет вести на дальность до 100 м, а из будущего пистолета-пулемета — до 200 м.
В 1991 г. по теме «Грач» Министерством обороны РФ были инициированы опытно-конструкторские работы по созданию нового типа армейского пистолета, призванного заменить в армии «старичка» ПМ. Одним из результатов проведения данных работ было создание нового типа пистолетного патрона, который имел габаритные размеры гильзы 9×21 мм. При этом российская разработка оказалась вполне самостоятельной и уникальной: российский боеприпас не является взаимозаменяемым с патроном 9×21 IMI израильского и итальянского производства, несмотря на одинаковое метрическое обозначение — 9×21 мм. Дело в том, что иностранные патроны с гильзой 9×21 разработаны в рамках сохранения общей длины патрона 9×19 «Парабеллум», тогда как российские 9×21 таких ограничений по длине не имели, поэтому они длиннее иностранных образцов в среднем на 3 мм.
Бурные 90-е годы с финансово-экономическим спадом в военной сфере, изменением общей доктрины применения стрелкового оружия, возросшей ролью полицейского вооружения и непостоянством решений заказчиков отразились и на истории развития российского патрона 9×21. Начав в 1991 г. разрабатывать патрон 9×21 по теме «Грач», уже в 1993 г. Министерство обороны отказалось от этого боеприпаса в пользу 9×19 «Парабеллум». Но инициативу по дальнейшей отработке оружия и патрона под калибр 9×21 перехватило Министерство безопасности (ныне ФСБ), и работы продолжились под шифром «Вектор». Несмотря на смену заказчика, разработки 9×21 проводились на одном и том же предприятии — Климовском ЦНИИТочМаш. После отработки целого номенклатурного ряда патронов 9×21, включая боеприпасы с пулей со стальным сердечником, с пулей со свинцовым сердечником, с экспансивной и бронебойно-трассирующей пулями, в 1997 г. Министерство обороны опять проявило интерес к этому боеприпасу. В том же году начались работы по теме «Гранит», и было принято решение о принятии на вооружение армии патрона 9×21 и самозарядного пистолета СПС. В результате одни и те же типы боеприпасов получили двойную систему индексации, принятую в разных силовых структурах РФ: патроны под индексом СП (специальный патрон) были приняты на вооружение спецслужб, а патроны под стандартными индексами ГРАУ — в армии.
Первый образец 9×21 с пулей со стальным сердечником получил индекс разработчика (ЦНИИ-ТочМаш) РГ052 и конструктивно состоял из биметаллической гильзы и пули массой 6,7-7,0 г и длиной 20 мм. Данные эти приблизительные, так как со временем параметры элементов пули корректировались. Конструкция пули была обоснована в 1994 г. патентом РФ №2018780, в котором основными критериями выбора конструкции пули и ее целевого назначения заявлялись максимальная эффективность боевого применения и возможность гарантированного пробития противоосколочного жилета марки 6Б2 на дальности до 50 м. Для улучшения пробивной способности пули и снижения потери энергии сердечника на пробитие стальной оболочки головная часть сердечника выступала за передний торец оболочки, а сама оболочка представляла собой биметаллический стакан. В качестве «рубашки» между стальным сердечником и оболочкой использовалась полиэтиленовая вставка также в виде стакана. Применение полиэтиленовой «рубашки» позволило соблюсти оптимальный баланс всех элементов пули по массе, длине сердечника и длине ведущей части. После незначительной доработки сердечника пули и метода его производства (токарная обработки стального прутка была заменена штамповкой) патрон получил индекс разработчика РГ054. После всех доработок в 1996 г. патрон был принят на вооружение ФСБ под индексом СП10 (патент РФ №2045739 от 1998 г). К тому времени был также отработан широкий номенклатурный ряд патронов в этом калибре. Для тренировочных стрельб, учений, приемо-сдаточных испытаний партий оружия и т.п. в ЦНИИТоч-Маш был разработан менее трудоемкий и дешевый в производстве патрон с оболочечной пулей со свинцовым сердечником СПИ. Для проведения различных спецопераций был принят патрон СП 12 с пулей экспансивного действия с пластиковым сердечником в головной части пули, а для повышения эффективности стрельбы путем обеспечения целеуказания и корректировки огня был разработан патрон с бронебойно-трассирующей пулей СП 13. Для нужд
Министерства обороны из четырех разработанных образцов патронов 9×21 были приняты только три, и им были присвоены соответствующие индексы ГРАУ МО РФ: патрону СП11 — индекс 7Н28, СП 10 — индекс 7Н29, а патрону СП 13 — индекс 7БТЗ. Боеприпас с экспансивной пулей СП 12 для общевойсковых задач был признан нецелесообразным и в армейскую номенклатуру не вошел.
Вся номенклатура 9×21 выпускалась на производственной базе ЦНИИТочМаш с использованием гильз производства ТПЗ. До середины 1990-х гильзы имели обозначение производителя в виде номера тульского завода — 539, а позднее маркировались собственным кодом ЦНИИТочМаш — № 61. На рубеже столетий произошла еще одна существенная модернизация патрона 9×21 с пулей СП 10, проявившаяся в замене полиэтиленовой «рубашки» на свинцовую. В результате этого общая длина пули СП 10 сократилась до 17,8 мм при общем сохранении массы пули около 7 г. При этом обновленная пуля оказалась практически «одинаковой» с пулей патрона 7Н21 калибра 9×19, также принятого на вооружении в РФ. Возможно, это было следствием некой унификации в патронном производстве хотя бы за счет использования одинаковой пули, однако этот вопрос на сегодняшний момент требует более тщательного изучения.

Читайте также:  В Тюменской области разрешат охотится на медведей

Пули российских патронов 9×21 (общий вид и разрез): 1,2 — два варианта пули СП10; 3 — пуля СПИ; 4 — пуля СП12; 5 — пуля СП13

Отдельно стоит отметить, что уже с начала работ по теме «Грач» разработчики всех российских 9-мм патронов отошли от советской системы обозначения калибра оружия, который радикально отличался от зарубежных стандартов. Другими словами, для оружия и боеприпасов под новые калибры — 9×21 и 9×19 — используется абсолютно другая инструментальная и измерительная база, отличная от «советской». Так, если пуля советского патрона 9×18 ПМ номинально считалась по калибру «девятимиллиметровой», то по факту ее поперечный диаметр составлял 9,27 мм. В свою очередь, диаметры пуль новых российских 9-мм патронов (9×21 и 9×19) уже практически соответствуют западным стандартам и составляют 9,02-9,03 мм. Это техническое изменение стало одним из самых важных в истории советских и российских боеприпасов. Но ведь все могло сложиться иначе. Кто знает, какова была бы судьба современных российских «девяток», если бы в 1964 г. в СССР был реализован проект собственного 9-мм патрона с гильзой длиной 21 мм? Да-да, первый вариант патрона 9×21 был отработан в СССР еще в далеком 1964 г.; а поскольку пули опытных советских патронов 9×21 обр. 1964 г. имели поперечный диаметр 9,27 мм, возникает закономерный вопрос — а была бы вообще возможна в начале 1990-х замена советских «девяток» диаметром 9,27 мм на иностранные диаметром 9,02 мм, если бы проект мощного опытного боеприпаса 9,2×21 образца 1964 г. состоялся? И если бы это произошло, то каковы бы были шансы у 9×19 «Парабеллум» быть принятым на вооружение в России в начале 90-х?
В 1960-х цель разработки 9,2×21 была практически такой же, как и почти 30 лет спустя: создание «…нового 9-мм патрона повышенной мощности и самозарядного пистолета под этот патрон». В рамках научно-исследовательских работ в НИИ-61 (тогдашний ЦНИИТочМаш) были отработаны три варианта пуль массой 6,5 г со стальными сердечниками различной конструкции, которые также должны были обеспечивать пробитие средств индивидуальной защиты на дальности до 50 м. Опытные партии патронов 9×21 были выпущены на Юрюзаньском механическом заводе № 38 и отправлены на оружейные предприятия для отработки опытных пистолетов.

Читайте также:  Surefire Pen: скрытое преимущество

Некоторые образцы клеймения российских патронов 9×21