Кризис доверия в бизнесе

В критических ситуациях общество все сильнее зависит от частных компаний. Но в полной ли мере бизнес осознает ответственность, которую возлагают на него люди?

Мир понемногу приходит в себя после терактов в Париже, и эксперты пытаются дать произошедшему более широкую оценку. Этим событиям сегодня посвящено множество статей. Но в их лавине может потеряться один очень важный нюанс: в предотвращении экстренных ситуаций и реагировании на них кардинально возросла роль частного бизнеса.

Когда Париж оказался в прицеле террористов, жители планеты следили за происходящим в реальном времени через Twitter. Парижане предлагали убежище людям, оказавшимся в эпицентре трагических событий, публикуя хештеги #PorteOuverte и #OpenDoor. Те, кто хотел убедиться, что их родные и близкие целы и невредимы, пользовались функцией «Проверка безопасности» в Facebook. Google сделала бесплатными звонки во Францию через мессенджер Google Hangouts.

Правительства по всем миру общались с гражданами через соцсети. Например, британское посольство во Франции публиковало в Twitter свежую информацию о происходящем. Американское — использовало для этих целей Facebook. На помощь пришли не только высокотехнологичные компании. Сегодня в прессе много пишут о сервисах каршеринга вроде Uber. Именно обычные парижские таксисты бесплатно вывозили людей из опасных зон, снимая нагрузку на общественный транспорт.

Наша повседневная жизнь все больше зависит не от государственных, а от частных компаний. Мы пользуемся услугами связи, транспорта, здравоохранения и энергообеспечения, которые они предоставляют. Частные фирмы тесно интегрированы в структуру нашего общества. Экстренные ситуации просто делают этот факт более заметным.

Но частный бизнес должен понимать, что чем сильнее его влияние, тем выше ответственность. И это ему пока трудно осознать. На частные компании ложится ответственность по подготовке к кризисным ситуациям, включая стихийные бедствия, техногенные катастрофы и другие, более масштабные локальные и международные, вызовы. Иными словами, бизнес должен выполнять обязательства, прямо или косвенно вытекающие из нашей зависимости от его товаров и услуг.

Читайте также:  Air New Zealand отменяет рейсы из-за проблем с двигателями

Проблема в том, что эта дополнительная ответственность стала очевидной в период растущего недоверия к частным фирмам. Общество озабочено тем, как много персональных данных получают от нас Facebook, Google и другие компании. Им известно, куда мы ходим, что делаем, с кем общаемся. И речь не только о высокотехнологичных корпорациях. Мы зависим от способности предприятий выпускать безопасные и надежные автомобили, генерировать энергию и добывать сырье для производства товаров, которыми мы пользуемся каждый день.

Честность и добросовестность компаний стали важнейшими качествами, по которым о них судят люди, указывают в своем исследовании эксперты Ipsos MORI. Но доверие потребителей постоянно подрывает множество факторов. У общества вызывает справедливое негодование постоянный поток негативных новостей, заставляющих сомневаться в том, что масса глобальных компаний заслуживают его доверия. Больше всего беспокоит то, что компании, когда речь заходит о защите их собственных прав, упорно придерживаются буквы закона. И легко нарушают его, не задумываясь о последствиях, когда дело касается увеличения прибылей. Недавний скандал с Volkswagen, например, поражает воображение. Как крупная транснациональная компания могла сделать преступное поведение частью своей бизнес-стратегии?

Теракты в Париже продемонстрировали, что частные компании могут быть ответственными корпоративными гражданами. Но словно в классической повести о докторе Джекиле и мистере Хайде, они совмещают темное и светлое начало. А ведь люди, которым эти компании столь умело и щедро помогали в экстренной ситуации в Париже, — те же самые, которых они обманывают в спокойные времена.

Разумеется, события в Париже нужно рассматривать прежде всего с точки зрения геополитики и безопасности. Но из них могут извлечь урок и бизнес, и потребители. Нам всем будет лучше, если компании в своей повседневной работе станут руководствоваться тем же стремлением помочь обществу, которое они демонстрируют в трудные времена.

Читайте также:  Авиакомпания Delta оштрафована за дискриминацию мусульман